Премьер-министр России Дмитрий Медведев в интервью Luxemburger Wort назвал условия, при которых будет сохранен транзит российского газа через территорию Украины после 2019 года. «Если коротко, это урегулирование отношений между заинтересованными компаниями, выгодные экономические и коммерческие параметры сделки, а также стабильная политическая обстановка», — сказал Медведев.
Позиция России была озвучена еще президентом Владимиром Путиным после переговоров с Дональдом Трампом: мы готовы договариваться о продлении транзита газа после 2019 года, если Украина согласится пойти на мировую по долгу, который образовался у «Газпрома» перед «Нафтогазом» после решения Стокгольмского арбитража в прошлом году. Тогда после всех решений получилось, что «Газпром» должен «Нафтогазу» порядка $2,5 млрд.
«Нафтогаз» сейчас пытается арестовать различные активы «Газпрома» в Европе, «Газпром» решения опротестовывает, в результате чего аресты снимаются. «Газпром» же оспорил решение Стокгольмского арбитража, хотя процесс затягивается, но шанс на то, что ему удастся добиться пересмотра решения или снизить сумму выплат, остается. При этом Стокгольмский арбитраж принял во внимание сложную экономическую ситуацию на Украине и решил наложить на «Газпром» штраф, выдав «Нафтогазу» легкие деньги.
Однако «Газпром» уже зарезервировал необходимую сумму для выплат, это отражено в его финансовой отчетности, что свидетельствует о его готовности выполнить решение суда. При этом «Нафтогаз» не выполняет другое решение, согласно которому он по сути обязан закупать у «Газпрома» не менее 4 млрд кубов газа, а также провести переговоры о новой системе расчета цены на газпромовский газ. Ничего из этого «Нафтогаз» не выполнил.
Подобные вещи могут быть урегулированы во время переговоров, в ходе которых каждая из сторон может пойти на какие-то уступки. Однако Украине необходимо разделить «Нафтогаз» в рамках евроинтеграционных процессов, чтобы избежать монополии на внутреннем рынке. Поэтому переговоры с «Нафтогазом» неконструктивны — Украина должна снять с него функции оператора ГТС и передать их другой компании. Этот процесс также затягивается.
Стоит отметить и техническое состояние газотранспортной системы (ГТС) Украины, которое вызывает большое опасение. С 2014 года эта ГТС подверглась серьезной деградации из-за катастрофического недофинансирования. В 2011 году еще при Януковиче были предприняты попытки оценить стоимость реконструкции и ремонта ГТС, были разные суммы, и начинались они от $5 млрд.
Сейчас эта сумма будет значительно выше, а «Нафтогаз» в содержание ГТС деньги не вкладывал, потому что это негативно влияет на его финансовые показатели, что, в свою очередь, мешает руководству компании выписывать себе огромные премии. Кроме того, нормальному транзиту препятствуют многочисленные политические скандалы, инициатором большинства которых является украинская сторона.
Так что Украине сейчас следует предложить экономически обоснованные тарифы на транзит, вкладывать деньги в реконструкцию ГТС, урегулировать судебные споры, а также снять политические риски, связанные с нынешним руководством Украины, которое называет Россию агрессором и на полном серьезе говорит о том, что при прекращении транзита Россия может напасть на Украину.
|