Пирс, уходящий далеко в сверкающие на солнце воды залива Искендерун здесь, в турецком городе Джейхан, - пункт назначения сырой нефти, перекачиваемой за 1100 миль с месторождений в Каспийском море. Самое интересное свойство этой нефти связано не с тем, откуда она происходит, а с тем, откуда она НЕ происходит, - это не российская нефть. Однако этот трубопровод и множество других, которые планируется проложить через Анатолию - этот коридор, связывающий Запад с Востоком, - могут внести лишь малую лепту в уменьшение энергетической зависимости Европы от России.
"Надежность поставок" стала и остается ключевым лозунгом на континенте с новогодних праздников 2006 года, когда Россия закрыла газовые вентили Украине и последствия этого ощутили потребители намного западнее этой страны. За этим термином стоят сразу несколько проблем, но достаточно будет сказать, что Европа смертельно боится слишком полагаться на поставки энергоносителей из России и принадлежащие России трубопроводы.
Скорее всего, прежде чем ситуация наладится, зависимость Европы лишь усилится. Запасы в Северном море начинают иссякать; североафриканские маршруты требуют большой терпимости к политической нестабильности; изобилие сжиженного природного газа - пока невоплощенная мечта. Это делает Россию не только крупнейшим экспортером нефти и газа в Европу в будущем, но главным перевалочным пунктом для энергоносителей из других стран - например, Казахстана и Туркмении.
И тут на сцену выходит Турция. Кроме России, только через Турцию лежит наземный путь из Средней Азии в Восточную Европу, а Джейхан - окно Турции в Средиземное море - обещает стабильность и близость к другим нефтедобывающим регионам помимо России.
Однако это не делает Турцию ответом на мольбы Европы в энергетической сфере. Во-первых, Анкара не хочет ставить под угрозу свои собственные важные отношения в области энергетики с потенциальным соперником-транзитером: 59% природного газа, потребляемого Турцией, поступают из России. Москва также является партнером в одном из крупнейших проектов Турции по строительству новых трубопроводов - нефтепровода "Самсун-Джейхан", который будет доставлять российскую сырую нефть по земле из Причерноморья в Средиземноморье в обход проливов Босфор и Дарданеллы с их заторами из танкеров. Как бы туркам ни хотелось в общении со своими собратьями-европейцами подчеркнуть свои антироссийские настроения, для них было бы слишком рискованно раскачивать клетку медведя.
Даже если предположить, что Турции удастся ублажить Москву, ей все равно будет нелегко отыскать других поставщиков нефти и газа. В очередь на поставки Турции уже выстроились несколько добывающих стран: Азербайджан, Иран, Ирак, Казахстан, Туркмения и даже Египет. Однако в большей части этих планов заложены собственные загвоздки. Так, неизвестно, может ли азербайджанское месторождение Шах Дениз в Каспийском море обеспечить достаточные объемы газа - по крайней мере, в ближайшей и среднесрочной перспективе. Иракская нефть шла через Турцию с 1976 по 1990 год, а затем с 1996 по 2003-й в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Но сегодня из Киркука в Джейхан ежемесячно поступает совсем мало нефти - хватает только на один танкер. Турецкие официальные лица полагают, что наладить более стабильные поставки удастся разве что через несколько лет - мешает небезопасная обстановка в Ираке.
Более того, Россия уже заключила сделки на транзит казахских и туркменских энергоносителей, а значит, для планируемого газопровода, который пересечет Каспий и закончится в Турции, газа будет меньше. Возникает также вопрос, как сильно могут нарушить эти поставки санкции либо возможные боевые действия против Ирана в связи с его ядерной программой. (На конференции представителей ЕС и Турции по энергетике, состоявшейся этим летом в Стамбуле, эту тему не поднял ни один докладчик - чувствуется, что к этому кризису европейцы подходят, как страусы: прячут головы в песок).
Когда туркам напоминают об этих сложностях, они указывают на Джейхан. В 1990-е годы многие сомневались, что завершающийся здесь нефтепровод - идущий из Баку через Тбилиси - вообще будет когда-либо построен. Но нефтепровод БТД, названный в честь трех вышеупомянутых городов, за первый год работы с июня прошлого года перекачал 143 млн барреля сырой нефти.
Этот успех доказывает, что Турция в состоянии преодолевать препятствия, сказал на стамбульской конференции по энергетике министр энергетики Турции Хильми Гюлер, но она нуждается в помощи ЕС для общения с третьими странами. В прикаспийских странах типа Азербайджана, отметил Гюлер, "в недрах есть газ, который не добывают. Вы должны заставить их вкладывать в это деньги".
Говоря "вы", Гюлер, конечно, подразумевает европейцев. И тут встает, пожалуй, самый большой вопрос в связи с Турцией, Европой и энергоносителями: насколько едины в своей позиции государства-члены ЕС? Покамест на этот вопрос приходится отвечать: "Не особенно".
Рассмотрим газопровод Nabucco, о котором было столько шума. Предполагается, что он будет транспортировать газ из Турции через Болгарию, Румынию и Венгрию в Австрию, откуда его можно будет распределять дальше по Западной Европе. Этот газопровод, как ожидается, заработает в 2012 году и будет перекачивать 25-31 млрд кубометров природного газа в год. Это, по разным оценкам, составит от 8% до 15% ожидаемого прироста спроса на газ в Европе к 2020 году. Комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс уверяет, что Евросоюз "твердо намерен" осуществить этот проект.
Однако Nabucco не зря назван в честь одной из опер Верди - вокруг него разыгрывается целая драма. Он принадлежит на равных долях (по 20%) пяти компаниям: турецкой Botas, австрийской OMV, венгерской MOL, румынской Transgaz и болгарской Bulgargaz. Но в мае этого года OMV согласилась предоставить российскому монополисту "Газпрому" долю в Центрально-европейском газовом центре в Баумгартене, который, как предполагается, будет снабжать Nabucco. Это, на взгляд многих, нанесло удар по эффективности планируемого газопровода. MOL тоже закупает у "Газпрома" все больше. А в июне "Газпром" заключил соглашение с итальянской фирмой Eni о транспортировке газа вообще в обход Турции - по дну Черного моря в Болгарию. Поэтому, хотя Турция недавно заключила соглашение о перекачивании туркменского и иранского природного газа через Nabucco, "Газпром", возможно, сумеет своими сделками с государствами-членами ЕС настолько подпортить дело, что строительство Nabucco вообще будет сорвано.
Глава OMV Вольфганг Руттенсторфер, со своей стороны, уверяет, что "между Nabucco и нашими хорошими отношениями с Россией нет противоречия", отмечая, что благодаря растущему спросу на газ места хватит всем. Но как бы то ни было, эти и другие двусторонние договоренности "Газпрома" с членами ЕС опровергают представления о том, что в области энергетики Европа может выступать единодушно. "ЕС иногда действует как союз, а иногда - как отдельные государства, - говорит Гюлер. - Здесь мы должны действовать заодно".
Полагаться на взаимопомощь европейцев в области энергетики - дело ненадежное. Это одна из главных причин того, что континент оказался в столь невыгодном положении относительно России, и эта причина объясняет, почему Турция - или любая другая страна - не в силах всерьез поколебать российское господство.
Кайл Уингфилд - редактор колонки Business Europe
|